ШТЕРН ( Stern W.) Вильям (1871 – 1938) - немецкий психолог и
философ. Автор философской системы критического персонализма, один из
основателей дифференциальной психологии. Учился в Берлинском ун-те у Г.
Эббингауза. Преподавал с 1897
г. в Бреслау (профессор с 1907). Основал в Берлине
институт прикладной психологии и «Журнал прикладной психологии» (1906), где,
вслед за Г. Мюнстербергом, развивал концепцию психотехники. В 1916-1933
возглавлял психологическую лабораторию в Гамбурге и одновременно издавал
«Журнал по педагогической психологии». В 1933 г эмигрировал в Нидерланды, а затем в США,
где в 1934-1938 работал профессором Дьюкского ун-та. Разрабатывая теорию
персонализма, Ш. занимался изучением целостной личности, закономерностей ее
формирования, исследованием этапов развития мышления и речи. В своей трехтомной
работе "Личность и вещь"(1906-1924) трактовал личность как
самоопределяющуюся, сознательно и целенаправленно действующую целостность,
обладающую определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями).
Особую известность в психологии получили работы Ш., посвященные психическому
развитию ребенка. Он исходил из того, что психическое развитие - это
саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у ребенка задатков, которое
направляется и определяется той средой, в которой он живет. Эта теория получила
название «теории конвергенции», поскольку в ней учитывалась роль двух факторов
- наследственности и среды. Психическое развитие, по мнению Ш., имеет тенденцию
не только к саморазвитию, но и к самосохранению, прежде всего сохранению
индивидуального темпа развития. Теоретические взгляды Ш. нашли свое выражение и
в исследовании психологических закономерностей детской игры. Опираясь на работы
К. Гросса, он развивал подход к игре как «инстинктивному самообразованию
развивающихся задатков, бессознательному предварительному упражнению будущих
серьезных функций». Описал виды ранней детской игры: конструктивные,
разрушительные, с разыгрыванием ролей и др. Являясь также одним из основателей
психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), развивал
теорию одаренности, которая, с его точки зрения, представляет собой врожденную
предрасположенность к деятельности. Общее направление развития одаренности
определяется внутренними условиями – задатками и возрастом. Ш. доказывал, что
существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность,
но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка.
Он также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей,
тестирования и, в частности, усовершенствовал способы измерения интеллекта
детей, предложенные А. Бине. Предложил измерять не умственный возраст, а
коэффициент умственного развития (I.Q.), представляющий собой отношение
«умственного возраста» к хронологическому. Сохранение
индивидуальных особенностей возможно, по мнению Ш., благодаря тому, что
механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком
своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Конфликт между
внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и
положительное значение для его развития, т.к. именно отрицательные эмоции,
которые вызывает это несоответствие у детей, и служат стимулом для развития их
самосознания. Ш. доказывал, что эмоции связанные с оценкой окружающего,
помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии. Целостность
развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между
собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов
одинаково - от периферии к центру. Большое значение имело
исследование Ш. своеобразия аутистического мышления, его сложности и
вторичности по отношению к реалистическому, а также его анализ роли рисования в
психическом развитии детей. Главным здесь является открытие Ш. роли
схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Ш.
помогла открытию новой формы мышления - наглядно-схематического или модельного
мышления, на основе которого и разработаны многие современные концепции
развивающего обучения детей. Большое внимание Ш. уделял
методам прикладной психологии: ввел понятие психотехники, изучал достоверность
свидетельских показаний и др. В русском пер. опубликованы соч. Ш.:
«Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к
детям школьного возраста", СПб., 1915; "Психология раннего детства до
шестилетнего возраст», М., 1922; «Одаренность детей и подростков и методы ее
исследования», Харьков, 1926; и др.
Л.А.
Карпенко, Т.Д. Марцинковская